Меню
Как работает парус на яхте
Как работает парус на яхте

Как работает парус на яхте

Несколько веков назад, ещё до появления поездов и уж тем более самолётов парусники были единственным транспортным средством, способным пересечь океан. Парусные корабли с прямыми парусами позволили открыть Новый Свет, без них была невозможна торговля между многими странами, следовательно, невозможно было и развитие. Конструкция старинных парусных суден была далека от идеала, яхты были достаточно медленными и могли идти практически только по ветру. Но именно в те времена появилось понимание того, как работает парус на яхте.

Многое изменилось с тех пор. Современные яхты используют совершенно другие принципы для управления ветром и силой морских волн, что позволяет им быть более эффективными, быстрыми и манёвренными.

Основные принципы работы паруса

Парус – это главная деталь любого парусного судна, без которой движение яхты невозможно. Сегодня практически все яхты оборудуются также и дизельными двигателями, которые помогают перейти безветренные участки или комфортно зайти на причал. Но основной двигательной силой такого судна неизменно остаётся тканевое полотно.

Многие наверняка замечали, что независимо от того, в какую сторону дует ветер, яхта всегда идёт туда, куда нужно капитану (если, конечно, капитан знает, что делает). Даже при встречном ветре умелый моряк умеет обуздать стихию и заставить посудину идти в нужную ему сторону. В чём же секрет такого волшебства?

На самом деле принцип работы паруса довольно простой для понимания, особенно, если вам знакомы азы аэродинамики из школьного курса по физике. По сути, парус – это крыло, такое же, какое есть у любого самолёта. В основе работы крыла лежит подъёмная сила, которая также часто называется боковой силой. Именно благодаря этой силе самолёт поднимается вверх и не падает, а так как «крыло» яхты расположено вертикально, то эта сила тянет её вперёд и вбок.

Потоки воздуха, независимо от стороны, с которой они идут, вынуждены обтекать своеобразное крыло. При этом с одной стороны воздух идёт по длинному пути, а с другой по короткому. Таким образом на внешней стороне полотна, где воздух огибает его по длинному пути создаётся разрежение и область с низким давлением. На внутренней, наветренной стороне давление гораздо выше, что создаёт необходимую разницу давлений и ту самую подъёмную силу. По всем законам физики воздух из области с высоким давлением усиленно пытается переместиться в область с низким. Это создаёт необходимое давление на полотно, которое и приводит яхту в движение.

Но на самом деле парусник всё же не может идти полностью против ветра, хотя иногда визуально и может показаться обратное. Яхта всегда идёт под определённым углом к ветру, которые моряками называются галсами.

На стандартных яхтах существует несколько типов парусов:

  • Грот. Основное большое полотно в задней части судна, обеспечивающее дополнительную тягу и предотвращающее качку. Грот является своеобразным стабилизатором, не дающим яхте раскачиваться;
  • Стаксель. Передний треугольный парус, дающий основную тянущую силу;
  • Спинакер. Дополнительный очень большой и пузатый парус, который используется для придания максимального ускорения во время гонок.

Но есть на яхтах и ещё одно, «невидимое» крыло, которое находится под водой. Так называемый киль (или шверт на морском языке) – это пластина под днищем судна, которая позволяет противостоять крену, и без него парусник просто тянуло бы вбок и крутило на месте.

Всегда следует иметь под рукой и ещё два очень маленьких, но крайне полезных паруса: кливер и трисель. Эти полотна предназначены для штормовых условий, и позволяют провести яхту даже в самую плохую погоду.

Как поставить паруса на яхте: правила использования парусов

Киль и парус направляют судно вперёд, но на практике всё на много сложнее, о чём не дадут соврать начинающие моряки, только познающие все тонкости работы с яхтами. Даже незначительное изменение изгиба полотна способно увеличить или уменьшить подъёмную силу и повлиять на направление судна.

Управление парусами начинается с их правильной постановки. Первым делом всегда ставят грот, послабив шкот. После вытягивания фала шкот обтягивается, и следует начинать править рулём, чтобы лечь на необходимый курс. Только после этого ставят стаксель и обтягивают его подветренный шкот.

Для того, чтобы добиться наибольшей скорости при наименьших углах дрейфа и крена, следует помнить несколько важных моментов:

  • Во время сильного ветра наилучшим образом работают плоские паруса. Пузатый парус создаёт силу дрейфа приблизительно на 50% большую, поэтому их целесообразно использовать при слабом ветре;
  • Чтобы при незначительном ветре парус сохранял свой объём, не нужно выбирать шкоты в тугую. В обратную сторону это работает точно так же: чем туже выбраны шкоты, тем большую плоскость сохранит парус;
  • Важно правильно отрегулировать такелаж, чтобы на полотне паруса не появлялись складки.

Управление парусами достаточно простое в теории, но на практике это очень трудоёмкий процесс, которому учатся годами. Правильная работа с такелажем и другими элементами управления позволит без труда преодолеть даже океан.

↑ Блог
следующая

Можно ли на яхте пересечь океан

Еще больше морских приключений в нашем профиле Instagram. Загляни!

Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa
Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa
Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa

Еще больше морских приключений в нашем профиле Instagram. Загляни!

закрыть