Меню
Устройство яхты
Устройство яхты

Устройство яхты

Желание комфортно перемещаться по водной глади, скорее всего, зародились одновременно с человечеством. Изначально была изобретена лодка, и только со временем к ней прикрепили парус. Для торговли, рыболовства и открытия новых земель начали сооружать большие корабли, однако, в море пираты грабили эти корабли, и тогда начали строиться яхты, как средство для патрулирования прибрежных территорий и защиты от пиратов.

Ориентировочно до средины XX столетия яхтенные судна были исключительно парусными, однако с развитием новых технологий и научно-технического процесса параллельно с классическими яхтами начали появляться моторные модели.

Для комфортного путешествия по морской и речной глади желательно иметь представление как устроена моторная яхта, либо парусник, в принципе их конструкции мало чем отличаются. В этой статье попробуем разобраться с конструкцией яхт, а также с яхтенной терминологией.

Ключевые части устройства яхтенных судов

Так как современная парусная яхтенная лодка является существенно непростым изделием большого количества инновационных технологий, сделаем попытку разобраться по частям с устройством парусных и моторных судов. Устройство моторной яхты и парусной примерно одинаковое. Яхтенное судно составляется из нескольких частей, к которым относятся:

  • Корпус судна.
  • Парусное вооружение.
  • Рулевое перо. Предназначением пера руля является удержание лодки на требуемом курсе. В некоторых яхтах присутствует два пера.
  • Плавник. Крыло, находящееся под водой и противодействующее дрейфу, а также реализует подъемную силу. Плавники существуют тяжелые и легкие. Тяжелый плавник обладает балластом, и осуществляет дополнительную процедуру – противодействие опрокидыванию. Некоторые длинные и узкие яхтенные лодки не обладают плавниками, их функции выполняет непосредственно корпус.

Корпус яхты

Предназначением корпуса является создание водоизмещения и предоставление прочим частям судна точек закрепления, а также обеспечения требуемой жесткости и сохранения формы. Устройство корпуса яхты создано таким образом, что данный каркас спрятан за внешней водонепроницаемой обшивкой, который придает лодке механическую прочность. Корпус складывается из трех частей:

  • Борта.
  • Палуба.
  • Транец.

Борта складываются из частей, которые находятся над водой и под водой. Корпусная часть всех плавательных средств разделяется на три зоны – корма, мидель и нос (задняя, средина и передняя зоны). Сверху корпусная часть закрывается палубой, которая предохраняет лодку от поступления воды.

Палуба является настилом, прикрывающий нижние помещения. Передняя зона палубы именуется баком, а задняя – ютом. В палубной части осуществляются углубления, называемые кокпиты, где располагается команда. Кокпиты бывают открытыми и закрытыми. Кокпит, который закрыт, как правило, располагается над ватерлинией, обустраиваясь сливами. В ситуации попадания воды, она сливается через данные сливы за борт.

Транец является корпусной частью, которая соединяет борта с задней частью. Устройство яхты осуществляют таким образом, что транец зачастую исполняет ряд функций, К примеру, иногда на транце осуществляют установку трапа, палубной части для купания и другое.

Над палубой находится рубка, в которой осуществляется управление судном. В крейсерских яхтах рубки довольно приличных размеров и оснащены достаточным количеством управляющих органов, а на гоночных яхтах рубки оборудуются малых размеров для снижения общего веса и сопротивлению ветра.

Поперечными перегородками корпусная зона лодки разделяется на отдельные помещения – отсеки. Отсеки могут являться жилыми, а также нежилые, предназначаемыми для сохранения припасов и устройств судна.

Жилищные помещения на судне именуются каютами. В зависимости от размеров судна, кают может быть различное количество и различного предназначения. Также, здесь размещаются камбуз (кухня) и гальюн (туалет). На огромных суднах в гальюне может быть установлен душ.

Устройство яхты парусной сделано так, что под каютами размещается трюм, на его пол стелются специализированные настилы – пайол либо слань. Ниже корпуса располагается киль, бульб и рулевое перо. Киль предназначается для сопротивления бокового сноса, а бульб нужен для того, чтобы предотвращать опрокидывания судна, производя смещение его центра тяжести. Рулевое перо предназначается для управления судном.

Парусное вооружение

Парусное вооружение необходимо для того, чтобы организовать тягу, используя ветер, и перемещая судно в необходимом направлении. Устройство парусной яхты ключевыми частями парусного вооружения подразделяется на:

  • Парус.
  • Рангоут.
  • Такелаж.

Парус является ключевым движителем яхты. Однако, яхтенная лодка не постоянно перемещается благодаря парусу. Есть у яхтенных лодок и дополнительный движитель – это дизельный либо бензиновый двигатель. С помощью двигателя судно перемещается в безветренную погоду, против ветра, если в этом есть потребность, а также при маневрировании в портах и акваториях, где присутствует запрещение либо есть невозможность применение парусного полотна.

Паруса подразделяются на:

  • Основные. Они применяются в обыкновенном плавании.
  • Дополнительные. Данные паруса, зачастую, применяются в яхтенных гонках.
  • Штормовые. Применение данного вида парусов понятно из наименования.

Яхта, устройство которой предусматривает одну мачту, как правило, предназначается для прогулок в прибрежной части, и на такие судна устанавливаются парусные полотна типа «Бермудский шлюп». Данные парусные полотна активным образом используются на спорт-яхтах и катамаранах.

Рангоут является комплексом всех составляющих парусного вооружения, которые служат для укрепления и несения парусного полотна. К рангоуту относятся:

  • Спинакер-гик. Он является в сущности рангоут, лишь для спинакера (специфическое нетяжелое, но большое парусное полотно).
  • Мачта с краспицами.
  • Гик. Это горизонтальная балка, закрепленная одной частью (пяткой) к мачте. Структура закрепления пятки благодаря вертлюгу предоставляет возможность гику перемещаться как вертикально, так и горизонтально.
  • Гафели, реи и пр.

Мачта является структурой, закрепляющейся вертикальным образом к корпусной части судна на специализированной подушке. Она называется степсом. Верхняя часть мачты именуется топ, а нижняя часть именуется шпор.

Такелаж является всей оснасткой, предназначаемая для закрепления рангоута, а также, для того, чтобы управлять парусами. Его можно разделить на стоячий и бегучий. Стоячий осуществляет расчалку и поддержку рангоута. К стоячему такелажу относятся ванты, форштаг и ахтерштаг. Ванты – это оснастка, предназначаемая для поперечной расчалки мачты. Ванты разделяются на основные и верхние. Форштаг и ахтерштаг гарантируют устойчивое функционирование мачты в диаметральной плоскости.

Бегучий такелаж предназначается для установки и убирания парусного полотна и рангоута. Также, бегущий такелаж осуществляет управление и регулирование парусом, и применяется для установки флажных либо сигнальных знаков. На бермудском шлюпе два ключевых типа бегучего такелажа – фалы и шкоты. Фалы предназначаются для подъема парусного полотна либо частей рангоута. Шкоты необходимы для управления парусным полотном либо подвижным рангоутом.

Навигация на парусной яхте

Собственники яхтенных лодок не всегда могут себе представить методы навигации. При этом, нынешний моряк является электронным навигатором. Устройство современной парусной яхты в нынешнее время обеспечивается большим количеством средств, и сегодня яхтенные судна оснащены большим количеством устройств навигации, включая глобальную систему определения положения, радиоаппаратуру и прочие устройства.

Установка данных устройств навигации зависит от класса парусной яхтенной лодки. Также, возможно пользоваться различными программными приложениями, которые предназначены для компьютерной техники и смартфонов, определяясь с маршрутом, отслеживая погоду, а также следя за трафиком.

Растущее количество программных приложений позволяет капитанам иметь быстрый доступ к информации, которая может оказать конкуренцию с аппаратными средствами судна. Использование программного обеспечения очень удобно, так как можно использовать практически любое судно для путешествий, не разбираясь с аппаратными средствами навигации, которые находятся на определенной яхте.

А для помощи в прибрежных плаваниях, а также по речной глади, шкиперы оснащаются следующими устройствами, которые осуществляют помощь в навигации:

  • ЛАГ – это устройство, которое подобно спидометру. Принципиально функционирование ЛАГа отличается от спидометра, однако скорость и преодоленное расстояние данное устройство устанавливает довольно правильно.
  • Эхолот – это гидролокатор, который показывает ландшафт дна в довольно хорошем качестве. Это прибор прекрасно справляется даже с поиском рыбных косяков, и помогает рыбакам и ихтиологам.

Безопасность яхтенного судна

Безопасность суден – это цельная структура мероприятий, без которых нет смысла отправляться в плавание, как в море, так и по реке. Устройство яхт обеспечивается целыми системами безопасности, которые складываются из таких ключевых показателей жизнедеятельности:

  • Обеспечение живучести судна.
  • Спасательная система экипажа.
  • Система оповещения о бедствии.

Реально живучести яхты может угрожать только два злополучия – это затопление судна и пожар. С каждым злополучием осуществляется борьба определенными способами и методами. Для этого служат некоторые материальные средства, к которым относятся: трюмные осушительные помпы, комплект инструментария для ремонтных работ кингстонов, пенные и порошковые огнетушители, а также прочие устройства для спасения, предоставляющее возможность борьбы за живучесть яхты, и ее сохранение.

На организационном уровне требуется предусмотреть, чтобы был осуществлен контроль за наличием вышеуказанного оборудования, а также необходимо организовать план нахождения кингстонов и вахтенное расписание. Эти мероприятия создадут ясность и распределят индивидуальную ответственность каждого члена экипажа.

Спасательная система судна необходимо оснастить спасательным плотом, в который может поместиться весь экипаж в ситуации невозможности устранения затопления либо пожара. Должно быть обеспечено питание и организована связь. К спасательной системе возможно отнести спасательные круги, маяки и иное оборудование.

Система оповещения о бедствии предоставляет возможность оповещения, а также принятие сигналов бедствия. К данной системе относятся:

  • УКВ радиостанция.
  • Буй ИНМАРСАТ.
  • УКВ активный буй.
  • Флаги и сигнальные знаки.

Эти средства оповещения обязаны сертифицироваться компаниями, специализирующихся на сертификации, и имеют разрешительную документацию.

Прочие составляющие конструкции яхты

Современная яхта является практически небольшим (а в некоторых случаях даже огромным) жилым домом, в котором предусмотрены практически все системы необходимые для нормальной жизни и комфортного проведения времени. В состав конструкции современных яхтенных судов входят следующие системы жизнедеятельности:

  • Электрическая система.
  • Сервисная система.
  • Водяная система.
  • Топливная система.
  • Система пуска двигателя.
  • Система обеспечение плавания.
  • Бытовая система.

Данные системы, хоть и не являются основными, однако считаются немаловажными при осуществлении круизных походов по водным просторам, а также при отдыхе. И если исключить одну из систем с конструкции яхты, то путешествие на яхтенной лодке может вообще не состояться или будет не настолько уютным и приятным.

↑ Блог
следующая

Как определить класс яхты

Еще больше морских приключений в нашем профиле Instagram. Загляни!

Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa
Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa
Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa Yacht rent in Odessa

Еще больше морских приключений в нашем профиле Instagram. Загляни!

закрыть