Где хранить яхту в зимний период?
Выбор места зимовки судна зависит от многих факторов, таких как габариты яхты, климатические условия региона и материал корпуса. Можно выделить всего несколько основных вариантов хранения плавсредства:
- На улице. Многие владельцы яхт и катеров предпочитают оставлять свой водный транспорт прямо под открытым небом: на даче, во дворе загородного участка или даже на парковке в городе, если размеры судна небольшие. Это наиболее экономичный вариант, но не очень удобный. В таких условиях лодка может промерзать во время сильных морозов, даже если накрыть её тентом, навесом или чехлом. К тому же при хранении на загородном участке на борту могут завестись грызуны, поэтому жизнь на яхте зимой будет кипеть даже в ваше отсутствие, что далеко не лучшим образом скажется на пригодности судна;
- На стоянке или у причала в яхт-клубе. Достаточно привлекательный вариант, который позволит не беспокоиться о безопасности своего судна во время зимовки. Территория яхт-клуба обычно круглосуточно охраняется, а также имеет необходимое оборудование для качественной консервации яхты или катера. К тому же в таком случае спуск на воду летом не доставит больших неудобств. Единственный недостаток варианта часто заключается в стоимости аренды места в яхт-клубе;
- Сухой док. Просторный крытый ангар или эллинг можно назвать идеальным местом для хранения яхты зимой. В сухом доке исключается влияние влаги и прочих факторов на состояние судна. Также в ангаре всегда имеются подъёмники и прочие приспособления, упрощающие как переоснащение судна, так и спуск на воду. Недостатки всё те же – финансовые затраты и поиски свободного места.
Если ваша лодка имеет металлическое дно, то её можно без забот хранить прямо на воде, что упрощает поиск места для зимовки в разы. С яхтами из стеклопластика немного сложнее: оставлять их на воде не рекомендуется, так как температурные колебания могут сильно повредить целостность материала.
Подготовка к зимней консервации яхты
В первую очередь судно перед консервацией нужно очистить изнутри. Все лишние вещи и предметы мебели демонтируются и выносятся, а стены и полы тщательно очищаются моющими средствами. Постельные принадлежности также важно удалить. Если такой возможности нет, то матрасы ставят на ребро для лучшей вентиляции и предотвращения появления сырости.
Удаление влаги перед консервацией является очень важным шагом. Чтобы во внутренних помещениях не заводилась сырость, опытные яхтсмены раскладывают повсюду специальные мешочки с силикагелем, которые впитывают всю влагу в себя и не дают ей распространиться.
Также важно спустить с судна всю воду, которая может там быть. Для этого открывают все краны, а после стекания основной массы выкачивают остатки насосами. Для наилучшего эффекта можно в систему закачать антифриз.
После всех основных работ по уборке и высушиванию судна, яхту следует тщательно осмотреть. Полная инспекция систем даст возможность выявить неполадки, неисправности и повреждения, которые следует ликвидировать до начала активного сезона.
Консервация внутреннего оборудования
Хранение яхт зимой производится после демонтажа всего оборудования. Всё, что не прибито намертво гвоздями должно быть демонтировано и отправлено на хранение в сухое тёплое место, чтобы ничего не сломалось от влаги и колебаний температур.
Различные уплотнители, которые не могут быть удалены необходимо также обработать смазкой, а детали с резьбой раскручиваются, очищаются специальными средствами (чаще всего смесь тавота с графитом) и закручиваются обратно.
Двигатель – это сердце любого судна, поэтому к его подготовке стоит подходить с особой тщательностью. Консервация мотора включает такие последовательные действия:
- Полный слив масла;
- Удаление жидкостей и просушивание всех деталей;
- Покрытие смазкой движущихся компонентов;
- Заливание антифриза в наружный контур;
- Удаление влаги с электростартера и закрытие его чехлом;
- Установка заглушек из дерева в выхлопной трубе и водоотводе.
Моторный отсек плотно закрывается на зимний период после проверки всех систем. Также опытные владельцы яхт рекомендуют периодически прокручивать двигатель и доливать масло в смазочные отверстия.
Важно снять всю электронику с судна перед консервацией, чтобы она не повредилась. Щелочные батареи при этом полностью разряжают, а кислотные, в свою очередь, заряжают. Аккумуляторные блоки необходимо подзаряжать примерно раз в месяц во время простоя, чтобы поддерживать их исправность.
Подготовка корпуса и наружной обшивки
Все наружные элементы необходимо хорошо очистить от скопившихся соли, песка и грязи. Моют корпус пресной водой с применением неабразивных чистящих средств. При зимовке рекомендуется располагать плавсредство носом на юго-западную сторону, чтобы солнце равномерно прогревало бока.
Металлические суда часто подготовить к зиме гораздо проще. В таком случае необходимо только очистить корпус от ржавчины и коррозии.
А вот на корпусе стеклопалстиковой яхты часто образуется осмос – небольшие пузырьки краски, возникающие от продолжительного контакта с солёной водой. Небольшие повреждённые участки убрать достаточно легко. Для этого необходимо:
- Вскрыть пузырьки краски и обработать участок ацетоном;
- После высыхания закрасить участок эпоксидной краской;
- Заполнить оставшиеся отверстия полиэфирной смолой;
- Окончательно покрыть участок слоем эпоксидной краски.
Большие участки осмоса потребуют гораздо больше усилий, чтобы от них избавиться, поэтому важно проводить регулярный осмотр и удалять пораженные места незамедлительно.
После проведения всех работ яхту нужно проветрить. Хорошая вентиляция предотвратит появление влаги, поэтому различные вентиляционные люки и отверстия требуется оставлять открытыми, а при необходимости – подпереть их деревянными палками. По поводу того, как хранить яхту зимой правильно, часто возникают споры, ведь у каждого владельца есть свои хитрости. Только с опытом можно найти для себя оптимальные решения, но данные советы помогут вам понять минимально необходимые процедуры при консервации плавсредства.